Продам СЗР Продаю средства защиты растений
тел. 0660338843 тел. 0980434958

среда, 27 апреля 2011 г.

Сергей Рыжук: наша цель - устранить проявления бедности на селе

Убеждена: такую задачку развяжет и ученик начальной школы. Вариант А: число 137 надо поделить на 30. Вариант Б: то же число поделить уже на 31. Можете не проверять: в первом случае получим 4,56, а во втором - примерно 4,42. К чему веду, интересуетесь? Объясняю. Как для математики - то это несложные арифметические операции. Когда же рядом с цифрами 137, 4,56 и 4,42 поставить слово "гривна", а рядом с 30 и 31 - "день", то получается непростая крестьянская арифметика. Ведь в ней спрашивается, как прожить месяц на заработанные копейки? Статистика свидетельствует: за восемь месяцев текущего года среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве составляла именно 137 гривен. В сентябре прошлого года проблемы заработной платы в АПК обсуждались на совместной коллегии Министерства аграрной политики, Министерства труда и социальной политики и Государственного комитета статистики. На то время задолженность по зарплате в сельском хозяйстве составила 2,1 млрд грн. Если сравнить с другими отраслями экономики, то, к большому сожалению, названная цифра была самой большой за все последние годы. Активное сотрудничество специалистов упоминавшихся министерств, региональных органов управления и ЦК профсоюза работников АПК показала: в вопросах оплаты труда на селе видны ощутимые сдвиги. Какие именно - подумаем вместе с государственным секретарем Минагрополитики Сергеем Рыжуком. Кор.: Сергею Николаевичу, не секрет, что за последние десять лет аграрный сектор оказался в крайне затруднительном финансовом положении. А это, в свою очередь, повлекло за собой резкое снижение реальной зарплаты и уровня жизни крестьян. Сергей Рыжук: Да. И для примера сначала вспомним 1990 год. Тогда сельское хозяйство занимало достойное место среди отраслей экономики как по производству валового внутреннего продукта, так и по уровню оплаты труда. Среднемесячная зарплата на 5% превышала средний показатель по отраслям народного хозяйства и составила 260 грн. Далеко позади оставались транспорт, связь, торговля... К сожалению, в условиях спада производства, инфляции, экономического кризиса мы стабильно заняли первое место по уровню оплаты труда и темпами роста задолженности по выплате зарплаты уже с 1995 года. И даже несмотря на позитивные сдвиги, которые произошли на селе за последний год, уровень оплаты труда остается самым низким. Досадно констатировать, что в прошлом году среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве составляла лишь 111 гривен. Нынешнего года она, правда, немного выросла. И все равно не отвечает тем требованиям, которые поставил перед нами Президент Украины в своих указах. В частности "О концепции дальнейшего реформирования оплаты труда в Украине", "О неотложных мерах по ускорению погашения задолженности по заработной плате", "О стратегии преодоления бедности". Поэтому наша цель - совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами сделать все необходимое, чтобы устранить проявления бедности на селе, повысить уровень заработной платы работников АПК. Кор.: Понятное дело, что поставленные задачи одновременно и чрезвычайно актуальны, и очень сложные. С чего начнете? Сергей Рыжук: Мы эту работу начали еще в прошлом году. Поэтому сегодня можно смело сказать: сдвиги есть. Сравните: в прошлом году долг по зарплате превышал свыше 2 млрд грн, а на 5 октября, по оперативным данным, остаток задолженности составил уже 548 млн грн, или уменьшился на 64%. Понятно, что этому предшествовала серьезная работа местных органов управления. Неплохо сработали в сельскохозяйственных предприятиях Николаевской, Кировоградской, Сумской, Волынской и Днепропетровской областей. В этих регионах есть реальная возможность погасить долги до конца года. А впрочем, в отдельных областях еще остаются значительные суммы долгов - от 51 до 72 млн грн, сроки задолженности достигает 5-8 месяцев. Сейчас это вызывает у нас особую тревогу, ведь сельскохозяйственный год заканчивается, и если за счет нового урожая в августе удавалось погашать 100-120 млн, то в сентябре-октябре - всего лишь от 10 до 30 млн грн. Мы понимаем, что через различные обстоятельства в регионах не получено ожидаемого валу зерна, другой продукции. Возникло расхождение в ценах на биржевом и внебиржевом рынках. Однако ответственности за долги по зарплате из нас никто не снял и не снимает. Мы их должны погасить до 1 января 2002 года. Требования Президента Украины, Кабинета Министров по этому вопросу являются неизменными. И в регионах это понимают. Кор.: Как вы думаете, какие объективные причины мешают окончательной ликвидации долгов? Сергей Рыжук: Во-первых, следует как можно быстрее определиться с теми хозяйствами, которые не смогут за счет собственных финансовых ресурсов рассчитаться с долгами по зарплате до конца года. По предварительным расчетам, представленным из областей, таких предприятий более 700, а сумма долга превышает 200 млн грн. Мы просили соответствующие службы в регионах еще раз тщательно пересмотреть перечень хозяйств, по каждому из них сделать детальные экономические расчеты, провести экспертизу целесообразности их банкротства, возможны варианты санации и т.д. Эта работа завершается. Но, по нашему мнению, банкротство в большинстве из них разрушит целостные имущественные комплексы, приведет к стремительному уменьшению поголовья скота, а вопрос погашения долгов не решит. Поэтому Министерство аграрной политики будет предлагать как вариант решения проблемы реструктуризации определенной суммы долгов этих хозяйств на второе полугодие следующего года. Но при условии согласия работников, которым задолжали зарплату. Еще одна, не менее сложная проблема - погашение долгов предприятиями, которые приостановили свою деятельность без передачи долговых обязательств правопреемникам. На сегодня, по данным Госкомстата, их насчитывается более 400, сумма долга составляет около 50 млн грн. Больше всего таких хозяйств в Тернопольской области - 86. В Донецкой, Николаевской и Кировоградской - свыше 40 в каждой. В соответствии с действующим законодательством их ликвидацию можно провести только путем банкротства. К сожалению, на местах подготовка соответствующих документов и предложений продолжается слишком медленно. Инертность в этом вопросе регионов, особенно центров реформирования, вызывает серьезное беспокойство. Время требует немедленной детальной экспертизы всех остаточных предприятий. У каждого из них под кредиторскую задолженность оставлено нерозпайоване имущество. Им несколько лет кто пользуется. В отдельных случаях необходимо вернуться к вопросу определения правопреемства. Ликвидационные комиссии также могут обратиться в хозяйственный суд, по решению которого они созданы, с инициативой о возбуждении дела о признании недействительным процедуры реорганизации КСП. То есть пути решения проблемы есть, стоит конкретно и активно ею заниматься. Министерство аграрной политики в этом вопросе стоит на принципиальной позиции. Наше требование - до 1 ноября текущего года завершить ликвидацию таких предприятий и снять их из государственных реестров. Кор.: Сергей Николаевич, а как быть с теми хозяйствами, в отношении которых введены дело о банкротстве? Сергей Рыжук: Этот процесс, как известно, долговременный. Работа ликвидационных комиссий может продолжаться и в следующем году. Итак, в статистической отчетности на конец года будет показано задолженность. Поэтому мы считаем целесообразным в статистической отчетности записать отдельной строкой сумму задолженности предприятий, в которых работает ликвидационная комиссия. Несколько слов хочу сказать о работе по погашению задолженности по зарплате на государственных предприятиях, которые входят в сферу управления нашего министерства. Над решением этой проблемы работает Комиссия по вопросам обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и погашения задолженности по заработной плате, пенсий, стипендий и других социальных расходов. На ее заседаниях рассмотрены работу 82 предприятий. Итоги настораживают: с 11 руководителями расторгнуты контракты. Однако есть и положительные моменты. Так, в прошлом году таких предприятий, в которых оставались упоминавшиеся долги, было 231. Ныне - 122. Сумма долга сократилась с 25 млн до 18 млн грн. Но скажу откровенно: такие показатели нас все равно не удовлетворяют. В ближайшее время мы еще раз вернемся к рассмотрению работы упоминавшихся предприятий и при необходимости сделаем соответствующие организационные выводы. V v v Следует подчеркнуть, что Минагрополитики действительно является последовательным в стратегии сокращения долгов по заработной плате. Во второй декаде октября в помещении на Крещатике, 24 снова собрались те, кто занимается этими финансовыми проблемами. Конечно, говорили о позитив. И чаще - очерчивали проблему и предлагали вариант ее решения. Скажем, относительно нарушений законодательства относительно соблюдения государственных гарантий в оплате труда. Ведь часто-густо за отработанную месячную норму времени крестьянам выплачивается зарплата, ниже установленную законодательством: 118 гривен. Не осуществляется доплата до размера минимальной заработной платы. Или за последние годы потеряно наработанный опыт мотивационных форм и систем оплаты труда. Так, удельный вес тарифной оплаты возросло до 86%, а стимулирующая сократилась на 14%. Соответственно, доля оплаты труда в валовых расходах сельхозпредприятий сократилась с 33% в 1990 году до 13,5% в 2000-му. В общей зарплате удельный вес в последние годы занимает натуроплата (до 62%). Забыли на селе и о первичный учет выполнения норм выработки. Как правило, в коллективных договорах отсутствуют конкретные обязательства работодателей по улучшению нормирования труда. Словом, и на этот раз участникам совместной коллегии было над чем поработать. А первым реальным итогом стал совместный приказ. В нем Минагрополитики, Минсоцтруда, Госкомстат и ЦК профсоюза работников АПК не просто констатируют, но и прибегают к решительным мерам. За низкий уровень организаторской работы в сфере оплаты труда поставили в вину руководителям сельскохозяйственных управлений Львовской, Волынской, Черновицкой, Ивано-Франковской областей. Недостаточной признана работу в погашении задолженности по зарплате в АР Крым, Винницкой, Тернопольской, Полтавской, Луганской, Донецкой областях. Одному из глав облгосадминистраций рекомендовано рассмотреть вопрос об увольнении с должности его заместителя, курирующего отраслью АПК. Слабой

Комментариев нет:

Отправить комментарий