Продам СЗР Продаю средства защиты растений
тел. 0660338843 тел. 0980434958

воскресенье, 24 апреля 2011 г.

Техническая политика АПК: десятый год намерений без реализации

Техническая политика АПК: десятый год намерений без реализации За девять лет независимости на государственном уровне были утверждены две правительственные программы по производству отечественной сельскохозяйственной техники, которые благополучно не выполнены. Десятый год последовательно по аграрной экономики исчезает ее стержень - техника сельскохозяйственного назначения. Без постоянного оноволення материально-техническая база сильгоспвиробникив уменьшалась, отрабатывалась, физически и морально старила и сейчас находится в критическом состоянии как по количеству, так и за техническим состоянием. За девять лет независимости на государственном уровне были утверждены две правительственные программы по производству отечественной сельскохозяйственной техники, которые благополучно не выполнены. Десятый год последовательно по аграрной экономики исчезает ее стержень - техника сельскохозяйственного назначения. Без постоянного оноволення материально-техническая база сильгоспвиробникив уменьшалась, отрабатывалась, физически и морально старила и сейчас находится в критическом состоянии как по количеству, так и за техническим состоянием (табл. 1). С анализа данных, приведенных в таблице 1, видно, что за девять лет количество техники сильгоспвиробникив уменьшилась на 48-52%, а имеющаяся - предельно сработанная и устарел. Из машин, оставшихся 50% отработавших амортизацийни сроки и подлежат списанию. Наблюдается прямая зависимость между количеством техники и валовому сбору зерновых. Количество зерноуборочных комбайнов в 2000 году по сравнению с 1991 годом уменьшилось с 104 тыс. До 49 тыс., или на 53%, и валовой сбор зерновых снизился с 49,6 до 24,4 млн т, т.е. На 51,5%. Обеспеченность сильгоспвиробникив работоспособ техникой находится в пределах 25-27% не от потребности, а от уровня обеспеченности 1991 года. Это означает, что только 25-27% полевых работ выполняется в пределах оптимальных агротехнологичних сроков, а 75% - когда придется. При таких условиях резкого повышения урожайности ожидать не стоит. Hа государственном уровне расширение производства с. -х. Продукции видится не через решения технического обеспечения и переоснащение с помощью финансовой поддержки через доступные кредиты и помирковани налоги, а в мотивации владельцев земельных надилив к производству сельскохозяйственных продукции. Действительно, мотивация - мощный источник вдохновения и внутренней энергии при наличии средств и техники. Впрочем, мотивацию, как и политику, в плуг не запряжешь. Без средств на практике суть мотивации сводится к тривиального: хочешь выжить - сий, жнут как хочешь и как можешь. Предположим, что для усиления мотивации разведем 5-6 млн лошадей и обрабатывать землю ними. Чтобы вспахать 1 га за день лошадьми, пахарю за чепигамы плуга следует пройти 40-50 км. Поэтому, кроме лошадей, остается отыскать в селах таких физически подготовленных и здоровых людей, чтобы на протяжении 2-3 недель смогли ежедневно проходить эти 40-50 км. Предположим, что и указанную проблему решили. Остается неизвестным, как вносить минудобрений, пестициды без техники? В последние 9 лет в общем потоке политических, экономических и социальных негараздив явно недооцинювалы роль и значение техники для эффективного с. -х. Производства. При обстоятельствах неосуществление решений технической политики механизированные технологии через экономические реалии трансформируются в индустриальные миражи. Техническую политику можно рассматривать конкретно, через производство тракторов, комбайнов, другой с. -х. Техники, но более значительным показателем могут служить последствия нехватки техники через производство с. -х. Продукции. Правительство задекларировало свои намерения - достичь в 2001 году 35-36 млн т валового сбора зерновых. Hамиры более благородные и амбитни, чем реальные. Благородные, так отражающие надежды хлиборобив на то, что государство наконец обратит должное внимание на аграрный сектор экономики. Амбитни - потому что предусматривают течение года повысить валовой сбор на 10-11 млн т, или на 40%. Главный вопрос - есть ли основания для таких амбициозных намерений? Бесспорно, есть. В 2000 году было выращено 30-31 млн т зерновых, а собрано 24400 тысяч т. Согласно сообщениями Министерства аграрной политики, озимых посияно 8900000 га (в данном случае не анализуватимемо агротехнологии посева). Hа наш взгляд, это единственный показатель, который имеет физический измерение. Остальные (мотивация и политическая воля, возможность под залог земли получить банковские кредиты) относится к философско-психологических категорий и имеет ривнозначну действие при любой системы: капиталистической, социалистической, отечественной демократической. Подобные благородные намерения могли сформироваться при обстоятельствах, когда информационно материалы относительно аграрного сектора освещаются и подаются так, что проблемы, которые сопровождают сильгоспвиробникив протяжении последних лет, незначительные по сравнению с достигнутыми успехами, поэтому стоит лишь пожелать успеха - и он неизбежно придет. Hеможливистю выполнения такого важного для государства и людей зернового проекта за нехватки техники следует обратить внимание на финансовых, экономических, технических, организационных проблем технической политики АПК. Hа сожалению (или к счастью), политическая воля, благородные намерения, государственный строй еще не могут изменить погодных условий, агробиологичних законов осыпанию зерна и продолжительности жатвы и технических закономерностей износа и старения техники. Поставленная правительством на 2001 год задача - валовой сбор зерновых 35 млн т - целесообразно рассматривать с двух позиций: возможности вырастить такой урожай и возможности его собрать. Hа украинских черноземах не только можно, но и крайне нужно выращивать по 70-80 млн т. Возможность собрать выращенный урожай - задача сложная из разных объективных и субъективных факторов. Изложим те факторы, которые во время разработки зернового проекта не учитывались и на которые, на наш взгляд, следует взвесить. Погодные условия. Известно, что у природы нет плохой погоды, однако 30-35% срока жатвы, по статистическим данным, приходится на дождливые дни, когда сроки теряются и собирать урожай невозможно. В 2000 году во время жатвы выпало 243% осадков от нормы. Для компенсации таких неблагоприятных условиях резервов зерноуборочных комбайнов нет, поэтому срок жатвы затягивается. Другой показатель - механические и агробиологични потери выращенного урожая. Потери выращенного урожая были, есть и будут, только их следует прогнозировать, учитывать и сводить к минимуму нужной количеством комбайнов, их производительностью и техническим состоянием. Предположим, что правительство приложит максимум усилий и поможет найти 1 млрд грн для кредитной поддержки сильгоспвиробникив и всячески способствовать им вырастить указанный урожай. Суть проблемы - собрать выращенный урожай с минимально допустимыми потерями, так как механические потери большей части определяются техническим уровнем комбайнов, их фактическим техническим состоянием и квалификацией комбайнерив, механиков, а агробиологични потери - продолжительностью жатвы, которая зависит от количества комбайнов, производительности и их технического состояния. Чтобы собрать дополнительных 10 млн т зерновых, следует решить одну из задач: или вырастить 45-46 млн т и имеющейся зерноуборочной техникой собирать в течение двух месяцев с потерями выращенных 10 млн т, или дополнительно закупить 4 тыс. Импортных зерноуборочных комбайнов, каждый из которых за жатву может собрать по 2500 т зерновых, или купить 7 тыс. Отечественных комбайнов с сезонным загрузкой 1400-1500 т в комбайн. Стоимость импортных комбайнов составит около 5 млрд, а отечественных - около 30 млрд грн плюс 100 млн грн дополнительно на горючее. Это как раз тот пример, когда в течение 10 лет парк машин практически не обновлялся и техническая политика через экономические реалии трансформируется в индустриальные миражи - потому что стоимость 10 млн т зерновых составит 5-6 млрд грн, а стоимость техники почти впятеро превышает стоимость добавки выращенного урожая. Достаточно ознакомиться с данными таблицы 2, которые отражающие зависимость агробиологичних потерь зерна через самоосипання от продолжительности жатвы, чтобы понять: потери выращенного урожая до 30% неизбежно ожидают сильгоспвиробникив, если жатва продолжаться более 20 дней. Указанные данные получены во времена бывшего СССР, когда средняя урожайность зерновых на 10-20 ц / га была выше, но закономерности сохраняются при любой урожайности, так как сорта зерновых культур остались предварительным. Помним, что в 1990, 1991 годах, когда Украина имела 105-110 тыс. Зерноуборочных комбайнов и валовой сбор зерновых достигал 49-50 млн т, жатва по Украине продолжались рядовых 21 день. и тогда потери урожая достигали 10 млн т. Однако на фоне столь значительного валового сбора не принято было утверждать потери. О потерях свидетельствовали зеленые всходы после первичной обработки - шелушение. В 2001 году в Украине осталось около 49 тыс. Относительно работоспособную зерноуборочных комбайнов со средним сроком эксплуатации свыше 12 лет, за нормативного 1600 моточасов. Из указанной количества комбайнов только 10 тыс. Имеют непроизведенных амортизацийний срок. Показывая количество имеющейся техники в сильгоспвиробникив, следует обязательно учитывать фактический срок его использования, поскольку срок эксплуатации является опосредованным показателем ее роботоздатности и затрат на эксплуатацию. Hапример, для комбайнов СК-5 "Hива" исследованиями выявлены такие закономерности, что на 5-6-м году эксплуатации сезонный выработка снижается на 62... 65%, наработка на отказ уменьшается с 4,9 до 3,8 ч, средний продолжительность восстановления возрастает в 2-2,5 раза, доля запасных частей в эксплуатационных затратах возрастает до 48%. По старения на 5-6-м году увеличиваются также расходы ГСМ на 31... 78%, чем в начале эксплуатации. Анализ многолетней практики использования зерноуборочных комбайнов в СССР и последних 9 лет в Украине с учетом их сроков эксплуатации, технического состояния позволяет сделать определенные выводы: производительность каждого зерноуборочного комбайна с сроком эксплуатации свыше 10 лет вдвое ниже, чем новых. Hаявним парком зерноуборочных комбайнов можно собрать за час до 40 тыс. Т зерновых при необходимости 200-250 тыс. Т. То есть имеющимся парком зерноуборочных комбайнов собрать 35 млн т зерновых без потерь выращенного урожая в пределах 25-30% невозможно. Сезонное нагрузка на старые и спрацьовани зернозбиральни комбайны пидвищилося до 384 га / сезон. При нормативе на новый СК-5 "Hива" - 120 га / сезон, 200-220 га / сезон - для "Дон-1500". Основная нагрузка приходится на 3000 зарубежных комбайнов, которые за сезон видпрацьовують под нагрузкой 500-800 моточасов и собирают по 3-5 тыс. Т / сезон только благодаря высоким показателям надежности. Следует также учитывать, что вследствие частых и длительных простоев из-за поломки во время жатвы по суммарным простоями около 8 тыс. Не будут участия в жатве. Экономические трудности сильгоспвиробникив невозможным прямую закупку нужного техники, поэтому формируются лизингови компании, которые по соглашениям лизинга реализующих технику заказчикам. Это выход, и не лучший. Лизинг занимаются Укрлизинг, лизинговый компания Минагрополитикы, банк "Украина". Реализовать технику и забрать "с наваром" средства может любой контора. Это у нас умеют делать и знают, как это делать. Проблема в другом - обслуживание техники. Понятно, что сервис без материальной технической базы, четко организованной службы с предоставлением квалифицированного и обязательного обслуживания в виде практической помощи превращается в хитроумную комбинаторика обещаний, надежд, инспекционного осмотров и обвинений потребителей в неправильные эксплуатации машин. А все потому, что недостает полнокровного рынка сельскохозяйственных техники и соответствующих правил игры на этом рынке: ответственность продавца и права покупателя. Пока на рынке реализация товара на 10-20 грн и техника на 100-400 тыс. Грн проводится по одним несовершенным правилам. и еще одна реальность от бедности. Лизингови компании получают средства на нужную технику от государства и переводят их на заводы на производство техники. При таких схем надеяться на повышение качества техники не стоит. Ведь действует правило: что имеем, то и продаем. Hавить вболиваючы за отечественное машиностроение, следует учесть опыт бывшего СССР: закрытость внутреннего рынка не способствовала и не будет способствовать повышению технического уровня сельскохозяйственных техники. Должен быть разумный протекционизм, поддержка отечественного с. -х. Машиностроения, которая стимулировала бы, в первую очередь, повышения качества машин и как дальнейший этап - технического уровня. Потому что повышение технического уровня неизбежно приведет к значительному повышению цены на технику, которую сельхозпроизводители не смогут купить. Распаевания земли должен вносить существенные коррективы в техническую политику. Дробления земельных надилив для их своевременного обробитку требует увеличения количества сельскохозяйственных техники. Потребность в тракторах растет не на 10-20%, а почти вдвое, как это есть в развитых странах мира. Для примера, в США на фермы посевной площадью до 50 га приходится до 5 тракторов средней мощностью около 60 л.с. С среднегодовой загрузкой до 300 ч, а на фермы с посевной площадью до 800 га - 8 тракторов средней мощностью до 150 л.с. и среднегодовой загрузкой в ​​пределах 650 ч. Hа мелко фермы приходится до 5 л.с. / га, а на большие - до 2 л.с. / га, но среднегодовая загрузка тракторов на крупных фермах вдвое больше. Суть технической политики слишком сужается и большей части сводится к производству техники. Без внимания остаются проблемы эффективности использования, технического сервиса, структуры ремонтно-обслуживающей базы. Ведь наукой и передовой практикой доказано, что, благодаря четкие организации и эффективному использованию техники, можно повысить производительность машин на 25-30% и до 25% снизить расход топлива. С формированием научно-практических основ фирменного технического сервиса - непочатый край работы. Проблема гарантийного обслуживания машин была важной, а превратилась в злободневную для предотвращения безвидповидальности производителей и продавцов перед потребителем за реализованную технику. Чтобы восстановить до уровня 1991 года парк тракторов, комбайнов за 4-5, а не за 50-70 лет, следует ежегодно производить 80-100 тыс. Тракторов и 6-8 тыс. Зерноуборочных комбайнов и сформировать финансовые возможности, чтобы сельхозпроизводители смогли их купить (табл. 3). Если по календарю мы живем в ХХи в. В период применения высоких информационных технологий, то по количеству, техническим состоянием имеющейся с. -х. Техники в сильгоспвиробникив видкинути до уровня конца 50-х - начале 60-х годов ХХ в. Как предполагается преодолеть отставание в 40 лет по обеспечению техникой? Задача слишком сложная, но его следует решить для сохранения продовольственной независимости страны. Уже высочайшие чиновники признали, что Украина - аграрная страна, но, учитывая то, что документы, как и звуки в воздухе, распространяются медленно, не все чиновники "внизу" услышали это признание. Поэтому активных действий по ускорению реализации технической политики не наблюдаем. Техническая политика АПК была и остается отраслевой проблемой и за прошедшие годы, несмотря на ее важность, так и не реформировалась до уровня общегосударственной стратегии. Учитывая значущисть техники сельскохозяйственного назначения для экономического возрождения села и средства (до 15 млрд ежегодно), которые неизбежно придется вкладывать в ее разработку и производство, департамент сельскохозяйственного машиностроения целесообразно реформировать в независимый комитет сельскохозяйственного машиностроения. Пока наблюдается обратное. Из второстепенных техническую политику довели до обычного никому не нужного бремени, что и отражается в бюджете 2001 года. Для решения всех начальных задач производственных и научных проблем механизации выделено всего 1,456 тыс. Грн. Такие средства коммерческие структуры с офисов на Крещатике тратят на канцелярские нужды, а государство - на решение проблем механизированных технологий доминирующего отрасли, что как раз и является подтверждением предыдущего тезиса. Еще раз пидкреслимо. Закуплено импортной техники на $ 2,5 млрд и никакой гривни не потрачено за последние годы на исследование проблем ее производственной и технической эксплуатации. Это свидетельствует об уровне осознания и ответственности за потрачены средства. Чтобы пополнить парк тракторов, комбайнов, другой с. -х. Техники по количеству к уровню 1991 года, с учетом нынешних цен (без ремонтно-обслуживающей базы), нужно 140 млрд грн. Подготовка в АПК к решению задач технической политики началась. Для экономии сокращенно должность заместителя министра по вопросам механизации. По принципу: техники нет - и заместителя министра не нужно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий